Salonalla.ru

Женская красота и Спорт
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дыхательная гимнастика для постановки звука р

Подготовительная работа с логопедом к постановке звука Р

Здравствуйте, дорогие читатели!
Как вы думаете. какой звук самый сложный для произношения? Наверно это очень индивидуально для каждого, но труднее всего бывает детям научиться рычать. В то время как постановка р для логопеда является вполне себе рабочим процессом, не все так просто и гладко. Для его произношения требуется сильная струя выдыхаемого воздуха, направляемая на кончик, широкий, как лопатка, язык, который может удерживаться некоторое время за верхними зубами.

Особенности постановки звука Р

Язык должен не просто удерживаться, как при произнесении шипящих или Т — Д, но и вибрировать некоторое время. Кроме того, это звук сонорный и в его произнесении должен участвовать носовой резонатор. “Бог ты мой, какие сложности!” — подумают некоторые родители. Мол, мы говорим и не задумываемся. Правильно, потому что у нас навык этот основательно закреплен, и мы его произносим автоматически. Ребенку придется осваивать все это по частям, отрабатывая каждую деталь.

Есть несколько приемов постановки этого звука, и я их все использую сразу и поочередно. А там, как говорится, куда кривая вывезет, что раньше сработает, поэтому надо пошире закидывать удочку и не класть все яйца в одну корзину. Но все равно база будет одна: сильный выдох, широкий язык, удерживаемый за альвеолами.

Если язык будет узкий, напряженный, выдох слабый, направленный не на кончик языка, а бог весть куда: на середину, вбок, на корень — мы не получим хороший, красивый, качественный звук. Поэтому предостерегаю многий родителей активно заставлять малыша рычать, может получиться горловой, картавый звук или боковой, когда вибрирует не кончик, а корень языка, бок, иногда щека.

Поверьте мне, переучивать всегда сложнее, чем ставить с нуля. Даже если логопед переделает с горлового, проведя буквально ювелирную работу, то все равно придется очень длительное время наблюдать, как в повседневной речи ребенок периодически уходит на дефект, картавит. Патологический рефлекс, как все плохие привычки очень сложно поддается исправлению.

Возможные проблемы

Есть две проблемы, которые очень усложняют процесс постановки звука: короткая, приращенная уздечка и аденоиды. Это, можно сказать, бич при борьбе с ротацизмом. Поэтому с аденоидами раньше брали не во все логопедические сады. Надо лечить, иначе струя воздуха очень слабая, и над ее усилением приходится очень много работать. Подъязычную связку в принципе можно растянуть, если она не приращена совсем.

Но сами понимаете, на это тоже уходит некоторое время. Иногда ее лучше подрезать, хотя это очень болезненно. И сразу же после операции, как только все заживет, надо не ждать, а начинать ставить звук и укреплять мышцы языка, пока не образовался рубец, иначе малышу будет очень больно. Вообще разработка подъязычной связки процесс неприятный, но очень и очень эффективный.

Подготовительная работа

Конечно, всех тонкости и нюансы подготовке к постановке рассказать невозможно. Многое нужно посмотреть глазами, но я попытаюсь затронуть основные моменты. Пока пытаюсь объяснить, из чего должна состоять подготовительная работа:

  • артикуляционная гимнастика
  • дыхательные упражнения
  • голосовые упражнения
  • логопедический массаж

Артикуляционная гимнастика для постановки р

Она заключается в том, чтобы научить ребенка удерживать широкий язык за верхними зубами и стучать по альвеолам. Исходя из этой задачи делаем следующие упражнения, все они подробно описаны у меня, поэтому привожу только названия:

Это, конечно, не все упражнения, но основные. Можно использовать множество игровых приемов, например, “вкусную гимнастику”.

Дыхательная гимнастика

Дыхательные заключаются в том, чтобы дуть сильно и целенаправленно. Сдуваем ватку с носа и с языка, следите, чтобы не напрягались губы и не надувались щеки. Постановка звука Р при дизартрии осложняется тем, что летят слюни, губы в тонусе, язык отклоняется, иногда малыш вообще не может поначалу дуть, даже на мыльные пузыри. Особенно если нарушен оральный праксис, но это тоже со временем поддается коррекции.

Работа над голосом

Голосовые упражнения заключаются в том, что надо учиться тянуть гласные звуки и разрабатывать носовой резонатор с помощью соноров: Н, М и Л. Нужно тянуть их как можно дольше. Затем раскачивая по тональности и по громкости, сочетать в слогах. Можно использовать речедвигательную ритмику. Это очень тяжело дается при дизартрии и при аденоидах. Парез небной занавески и сужение дыхательных путей дают себя знать

Но надо понимать, что без отработки этого навыка звук будет слабый, глухой и проглатываться в дальнейшем в связной речи. Кроме того, гундосость и гнусавость значительно снижают четкость, дикция смазанная, речь малопонятная, особенно на эмоциях.

Логопедический массаж

Массаж органов речи просто необходим, он улучшает тонус речевой мускулатуры. Делать его можно руками, зондами, различными приспособлениями, например чупа-чупсом. Хотя его нельзя назвать медицинской процедурой в полном смысле этого слова, но надо обязательно соблюдать нормы санитарии и гигиены и помнить, что массировать все, кроме языка надо снаружи, изнутри, например щеки и губы, не стоит.

Читать еще:  Гимнастика для глаз на рабочем месте

После того, как у малыша будет все более-менее получаться, можно переходить уже к собственно самой постановке звука, но об этом я расскажу в следующий раз. Пишите, если у вас есть какие вопросы, замечания, комментируйте эту и другие статьи блога. Рассказывайте о своем опыте, делитесь впечатлениями в соцсетях с друзьями и знакомыми, подписывайтесь на обновления блога. Всего хорошего!

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки и коррекции звуков Р, Рь.

Для произнесения звуков «Р, Рь» необходима сложная работа всех мышц языка. При произнесении звука «Р» рот открыт, кончик языка и его передняя часть широко распластаны и подняты к основаниям верхних зубов, напряжены; кончик языка неплотно прилегает к верхним альвеолам и вибрирует в проходящей воздушной струе. Выдыхаемая струя воздуха проходит по середине языка. Струя должна быть сильной, направленной.

Мягкий звук «Рь отличается от твердого тем, что при его артикулировании средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу, кончик языка находится несколько ниже, чем при произнесении звука „Р“.

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.

Кто дальше загонит мяч?

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук «Ф», сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щеки. Следить, чтобы произносили звук «Ф», а не звук «Х», т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону, затем от кончиков зубов к корням. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

Забиваем гвозди

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. Открыть рот, кончиком языка стучать у основания верхних зубов под счет от 1 до 10.

Следить, чтобы кончик языка не высовывался из-за верхних зубов.

Качели

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык поднимается за верхние зубы, затем опускается за нижние зубы. Следить, чтобы язык не сужался, губы и челюсть не двигались, зубы не прикусывают язык.

Маляр

Цель: отрабатывать движения языка вверх и его подвижность. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.

Губы и нижняя челюсть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

Барабанщик

Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх. Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук: Д-Д-Д… Сначала звук «Д» произносить медленно, постепенно убыстрять темп. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Кончик языка не должен подворачиваться. Звук «Д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.

Вкусное варенье

Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной. Язык должен быть широким.

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение направлять воздушную струю посередине языка. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, по которой идет воздушная струя.

Цель: растягивать подъязычную связку. Присосать язык всей поверхностью к небу и широко открыть рот. Язык должен быть весь прижат к небу, а не кончиком языка. Язык не отрывается от неба, когда открывается рот.

Цель: растягивать подъязычную связку. Присосать язык всей поверхностью к небу, открывать — закрывать рот. Язык не отрывать от неба, когда рот открывается. Язык прижат к небу всей поверхностью, а не только кончиком.

Пощелкать кончиком языка

Читать еще:  Йога отзывы занимающихся

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком отрывать. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык.

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.

Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка. Рот открыт, губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук т-т-т — сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, кончик языка не подворачивался.

Логопедические упражнения на звук р для детей

Одним из важнейших компонентов развития ребёнка является его правильная и складная речь. Для того, чтобы дошкольник смог найти себе друзей и без проблем общаться со сверстниками, звукопроизношение должно быть понятным для окружающих. Но существует ряд так называемых «проблемных» звуков, которым относится звук «р». Именно звук р самый сложный при постановке, и появляется он в речи ребёнка одним из самых последних. При норме малыш должен уметь выговорить его уже к шести годам, но что же делать, если ваш ребёнок не смог самостоятельно овладеть звуком р?

Причины отсутствия звука р у ребёнка

Есть ряд причин, по которым ваш малыш не смог «осилить» звук р.

  1. Укорочённая уздечка языка. Это одна из самых распространённых проблем при постановке звука р. Ведь для проведения логопедических упражнений на звук р просто необходим верхний подъём языка.
  2. Слабый выдох. Для преодоления этой проблемы достаточно проводить ряд упражнений дыхательной гимнастики. Со временем и при условии правильного выполнения заданий ваш малыш вскоре сможет выговорить проблемный р.
  3. Недостаточная развитость органов артикуляции. В этом случае поможет артикуляционная гимнастика. Для правильного выполнения упражнений для постановки звука р вам просто необходимо проконсультироваться с логопедом, чтобы он дал перечень заданий.
  4. Недостатки речи у родителей. Да, именно ваша речь может стать преградой для правильного звукопроизношения вашего ребёнка. Если у вашей семьи есть речевая патология, то, вполне возможно, что ребёнок, повторяя, за вами просто не выговаривает правильно проблемные звуки.

Логопедические упражнения

Если речевых патологий у вашего ребёнка не обнаружено, а вы не хотите ждать пятилетия малыша, чтобы услышать долгожданный «р-р-р», то вам необходимо перед постановкой провести маленькую диагностику. Начинается она с упражнений на изолированное произношение р. Если у ребёнка не получается «порычать», переходим к следующему пункту. Стоит проверить произношение звука вначале, середине и в конце слова. Для этого упражнения можно и даже необходимо использовать демонстрационные карточки. Например, если мы просим малыша повторить слово «тигр» мы показываем ему этого самого тигра.

В зависимости от того как у ребёнка получается произносить проблемный звук и происходит его коррекция. Если звук есть в изолированном виде, то нужно работать над его автоматизацией в слогах, а затем в словах. Если же звук р не произносится ребёнком отдельно, то мы начинаем с дыхательной и артикуляционной гимнастики.

Вполне достаточно родителям четырёхлетнего малыша начать с этого. Потому как в 3-4 года речевой аппарат просто ещё не готов выговаривать р. Упражнения на постановку р опытные логопеды рекомендуют начать именно с гимнастики. Здесь дела обстоят так же как и в спорте: без разминки мы не бежим трусцой и не прыгаем в длину.

Дыхательная гимнастика при постановке звука р

Ниже будут приведены примеры упражнений, которые необходимо освоить для постановки звука р:

  • «Задуй свечу». Упражнения выполняется в нескольких вариациях: в первом случае ребёнок дует на свечу сильно — тушим огонь, во втором случае — слабо, чтобы огонёк «танцевал» Со временем вы можете менять расстояние между свечой и ребёнком, тем самым усложняя упражнение.
  • «Весёлые пузырьки». Это упражнение знакомо всем из детства. Часто мы, попивая молоко или воду из трубочки , вдували воздух в стакан, тем самым создавая целую бурю там. Для того чтобы малышу было ещё интересней мы можем взять несколько стаканов и в каждый из них добавить пищевой краситель.
  • «Сдуй снежок». Это упражнение требует концентрации внимания не только у детей, но и у взрослого. Кусочек ватки мы должны положить на кончик носа ребёнка. Рот должен быть приоткрыт, кончик широкого языка приставляем к верхней губе и начинаем дуть. Струя воздуха должна поднять нашу ватку вверх — только в таком варианте упражнения считается правильно выполнимым.

Артикуляционная гимнастика при постановке звука р

Чаще всего название упражнений в артикуляционной гимнастике говорят сами за себя. Сейчас мы разберём самые универсальные и любимые детьми:

Читать еще:  Почему у гимнасток нет месячных

  • «Вкусное варенье». Для выполнения этого упражнения совершенно незачем съедать банку варенья, как могло показаться. Достаточно просто представить, что кушая ложечку вкусного клубничного варенья ты случайно, измазался вокруг рта. А язычок нам помогает убрать остатки из поверхности губ и за их пределами. Начинаем с верхней губы, затем проводим по нижней губе. Усложняем упражнение — проводим по часовой стрелке вокруг рта, затем против часовой.
  • «Маляр». Это задание требует от вашего ребёнка быть ещё тем фантазёром. Нужно представить, что язычок-это малярная кисточка, а вот — это комната, где зубы -з абор, щёки-стены, а нёбо-потолок. Так вот, пришла пора ремонтных работ и нужно нашу «комнату» разукрасить во все цвета радуги.
  • «Грибок». Это упражнения является обязательным при постановке звука р и его нужно выполнять регулярно и правильно для достижения эффекта. Итак, теперь язычок-это грибок. Кончик языка-это шляпка, а корень языка-это ножка. Малышу нужно широко улыбнуться и «прилипнуть» кончиком языка к нёбу, затем вытянуть «ножку» нашего грибка. Если упражнение получается не с первого раза, логопеды рекомендуют подключить ещё одно упражнение — «Лошадку». Во время «цоканья» язычок ребёнка находится в нужной для «Грибка» позиции. Теперь нужно только постараться задержать в таком положении язычок.

Рекомендации логопеда

Сегодня существует множество сайтов и форумов, где мамочки, научившие своих деток правильно говорить, делятся опытом, но не стоит забывать, что именно мнение специалиста должно быть в приоритете. Поэтому перед тем, как сажать ребёнка перед собой и начинать осваивать логопедию в домашних условия необходимо обратиться к квалифицированному специалисту, который покажет и расскажет, что именно вы должны делать.

Во-первых, имея при себе уже перечень упражнений от логопеда вам необходимо оборудовать в детской комнате «рабочую» зону. В ней должен быть стол, стулья для вас с ребёнком. Над столом должно быть размещено зеркало для того, чтобы малыш при выполнении упражнений мог видеть себя и вас.

Во-вторых, занятия должны быть регулярными. Нет смысла усаживать ребёнка раз в неделю и мучить его час. Достаточно для достижения результата ежедневно выделить для гимнастики не более десяти минут.

И, в-третьих. Уважаемые родители, вы должны понимать, что быстро поставить звук р не получится и у самого опытного специалиста. Это трудоёмкий процесс, в котором должны брать участие три стороны:логопед — родители — ребёнок. Если в этой цепи отсутствует хоть одно связуемое, результата не будет. Не нужно заставлять трёхлетнего малыша говорить р, как было сказано ранее, его речевой аппарат просто не готов к этому. В таком возрасте достаточно проводить артикуляционную и дыхательную гимнастику — с их помощью речевой аппарат ребёнка будет становиться сильнее, звукопроизношение чётче, а интонационная сторона речи приобретёт новые краски.

Хотелось бы несколько слов сказать про саму постановку звука р. Происходит она двумя способами:

  1. по подражанию;
  2. механический способ.

Первый способ возможен, если ребёнок ориентируется в органах речевого аппарата, то есть для ребёнка не составляет труда повторить команды по типу: поднять язык к носу, опустить к подбородку; облизать верхнюю губу, упереться кончиком языка в нижние зубки. По этому способу ребёнок будет повторять за логопедом определённый ряд действий, которые помогут ему в правильном звукопроизношении звука р.

Второй способ происходит с помощью логопедических зондов. Это специальные палочки с разными наконечниками, которые используются для постановки проблемных звуков.Для звука р логопеды используют зонд с круглым наконечником, который помогает языку создать нужную вибрацию при звукопроизношении звука р. Конечно, набор зондов стоит не так дёшево, так что для домашней практики вы можете использовать остатки чупа-чупса (вам нужна карамелька диаметром до 1 см). В случае использования зонда и карамельки вам нужно быть предельно осторожным, чтобы не повредить зубки ребёнку.

После постановки звуков приходит период автоматизации и дифференциации. Скажем проще — «рычать» мы малыша научили, а теперь самое время вводить звук р в речь. Но вводить стоит постепенно. Начинаем мы с открытых слогов: ар, ор, ур. Затем переходим к закрытым слогам: ра, ро, ру. После этого мы можем пробовать проговаривать однослоговые слова: рак, род, рык. При правильной последовательности у ребёнка не возникнут трудности при выполнении этих заданий.

Вопрос дифференциации звуков заключается в том, чтобы малыш не путал звук р с похожими по артикуляции звуками. Такими являются звуки л и в. Так что при автоматизации звука р вы должны следить, чтобы в словах и слогах он слышался отчётливо и внятно.

Хочется акцентировать внимание родителей на том, что ваши занятия должны быть закреплены визуальным эффектом. Каждое упражнение должно иметь предысторию и вызывать у ребёнка восторг, малыш должен хотеть заниматься. Хочется пожелать терпения и удачи родителям — не забывайте: всё получится, нужно только немного постараться!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector